воскресенье, 18 декабря 2011 г.

Элементы русской книжной графики XVIII и XIX вв.



Решил собрать воедино все эти виньетки, концовки и заставочки, чтобы видеть хорошие примеры перед глазами.
По моим наблюдениям, пик моды на такие вспомогательные элементы книжной графики начинается в России сразу после побед 1812 - 1813 годок и уже к 1845-1850 практически сходит на нет вплоть до периода русского модерна. В XVIII веке период их использования, кажется, и того короче - ограничен ок. 1790 - 1800 годами. Интересно, что в разных изданиях разных лет и авторов некоторые из концовок нередко повторялись.
P.S. Выбор из книжек моей электронной, преимущественно исторической библиотечки.
P.S. Сам по себе интересен рецидив внимания к ним в XX веке во времена сталинского ампира и их использование вплоть до брежневской поры (но об этом в другой раз).

Наслаждаемся:


В общем, тема побед в Наполеоновской войне во время расцвета ампира в России трактовалась, что интересно, через образы, подчерпнутые в "эллинских древностях". Например, следующий сюжет:

...встречается в нескольких разновременных издания, посвященных воспоминаниям о 1812 годе.


Тоже нередко повторяющаяся концовка, но с другим символьным рядом. Стилизованный под ампир русский "кокошник с перьями",
роза и... бубен (! вместо арфы, как, возможно, заменитель армейского барабана, - символ славы, прославления, хвалы) отсылают к образу Афины Паллады, - и через это - дают образ женской доблести во время войны.



Или вот,  - форма римского меча:

... встреченная мной лишь единожды.


Такие концовки, как правило представляют собой символьный ряд. Фригийский колпак (символ французской революции) на копье - вполне прозрачный намек на победы 1812-1813 гг.

Не менее интересны и цветочные композиции:











Тематический образ наук и искусств.


Еще один образ, середины - второй половины XIX.











Под "русский стиль".





Модерн.



Модерн


модерррнъ =)...


...и еще один.


Венок совершенно шикарен.


Еще один венок - клеймо типографии при Лазаревском институте восточных языков в Москве. С вензелем ИЛЛ - Иван Лазаревич Лазарев.


1838. Записки Н.Б. Голицына.
Кстати, скажу как художник, построить композицию симпатичного венка - довольно сложно...


...начинаешь "напирать" на геометрию рисунка, а она не так уж важна.


Очень удачная, на мой взгляд, концовка, но плохо пропечатанная. Меч перекрещивается не с метлой, а со стилизованным изображением пылающего факела =)


Под XVIII век рамочка.


А это - чистый XVIII "без примесей". Погребальная урна и плачущий над ней амурчик.


+ более сложная композиция XVIII в., "сползающая" уже к иллюстрации.


Еще XVIII с государственной символикой.


Остроумное решение, правда (единственное) из зарубежного издания.


Милейшая концовка, не правда-ли?






Самое начало XX из Военной энциклопедии.



И отбойки оттуда же. В данном случае псевдо имперский стиль подчеркивал государственное значение издания, поощряемого лично Николаем II.






И, под конец:









Мальтийский крест на щите как символ Павловского времени.


А вот и сползание к иллюстрации...




Образ урны с прахом как символа памяти - не редок.




И, напоследок, шик:

...

Комментариев нет:

Отправить комментарий