воскресенье, 18 декабря 2011 г.

Птица воображения: голландская архитектурная графика начала XVIII в.: Johannes Kip (1653-1722)


Иоганн Кип (Johannes Kip) (1653-1722) был чертежником, рисовальщиком и гравером, родом из Амстердама. В рунете про него найти ничего не смог, посему пришлось переводить и сводить все. что удалось найти в один текст. С 1668 по 1670 год художник проходил обучение у известного голландского картографа, гравера и типографа Бестианена Стопендейла (Bastiaen Stopendaal (1636-1707)) - про биографию которого, толком, ничего не известно.

ВСЕ иллюстрации кликабельны (как и во всем журнале). Добыл максимальные разрешения
.


В конце XVI века Кип покинул родной Амстердам и переехал в Лондон, где прославил себя прекрасными видами английских поместий с "птичьей высоты". Иногда, в английских источниках этот жанр живописи называется "художественной топографикой".
Самые ранние образцы приводимых здесь образцов архитектурной графики Иоганна Кипа относятся к 1672 году. Надо заметить, что первый полет человека на воздушном шаре был произведен лишь через 111 лет в 1783 году, то есть вся то, что мы с вами видим перед собой, - это результат творческой фантазии, смешанной с формами "онирического полета" (по Гастону Башляру), проявленного в работах художника на основе его скрупулезной работы над планами поместий, их обмерами, и его опыта в картографии местности, на которую он в уме помещал эти планы, несомненно, учитывая высотность зданий.
Не стоит и говорить, что такое воображение в конце XVII и самом начале XVIII века было важным прорывом в художественном сознании, о котором не следовало бы забывать.


Bryanstone in Dorsettshire

Еще находясь в Голландии, в начале своей карьеры Иоган (Иохан) Кип сотрудничал с голландским художником Леонардом Книффом (Leonard Knyff) (1650 - 1721), который делал офорты, видимо, на основе рисунков Кипа. Главной их совместной работой 1707 года была "Иллюстрированная Британия: или виды нескольких королевских дворцов, также как и основных поместий знати и дворянства Великобритании, замечательно гравированных на 80 медных пластинах" [Britannia Illustrata: Or Views of Several of the Queens Palaces, as Also of the Principal seats of the Nobility and Gentry of Great Britain, Curiously Engraven on 80 Copper Plates], изданная в Лондоне зимой 1708-1709 года. Этот роскошный фолиант представляет собой одно из самых значительных изданий по английской усадебной архитектуре XVIII века. 

 
Britannia Illustrata 1707
Castle of Bolsover, Darbyshire


Comb Abby in Warwickshire

Представив себя на его месте, мне сложно понять не только КАК он мог вообразить себе, пусть даже имея на руках план поместья, все окрестность в целом. Иными словами, мне сложно понять как он внутри фантазии мог выбрать нужный ракурс "захода на местность", или направление атаки взгляда...


Doddington, County of Lincolne


Great Ribston, Seat of Sir Henry Goodricke


Haigh in the County Palatine of Lancaster

Строения поместий, их хозяйственных построек представлены с высокой детализацией и большим вниманием к топографическому соответствию.


Hamstead Marshall in the County of Bercks.

Партеры парков, пронизанных дорожками, речками с мостиками или аллеи, посаженные вдоль проселочных дорог визуально оживлены художником фигурками людей и лошадей, бегущими ланями, - означающими охотничьи угодья, принадлежащие владельцу поместья, плывущими в воздухе косяками птиц.


Seat of Hon. Sir Blackett, Town of Newcastle Upon Tyne


Southwick in the County of Southampton




The House at Chelsey, County Middlesex


The House at Windsor belonging to his Grace Charles Beauclerck, Duke of St. Albans


Tower of London



Не знаю как-кого, но меня особенно прельщают его проекции небольших поместий, в которых художник вводит свет от облаков для оживления композиции (пусть и подчеркнутые позднейшей раскраской):







Как известно, гравюры Иоганна Кипа подверглись массовой раскраске лишь в начале ХХ века, что было обусловлено, низким интересом к приобретению черно-белых гравюр...



И это обстоятельство, в общем, объясняет современный коммерческий интерес к гравюрами Кипа. Опытному взгляду, кажется совершенно неестественным, чтобы такая яркость красок могла бы дойти до наших дней с 1707-1710 годов. Да и я сам, пока не углубился в тему, продолжительное время обманывался по вопросу датировки, относя картины к гравюрной работе конца XVIII  - и раскраске - ко второй четверти XIX.


Rendcomb the Seat of Sir John Guise Bar.

Но свето-тень, переданная куда более изящно без цвета, - заметнее, все-таки на оригинальных гравюрах (сравните сами две выше по тексту).






HamptonCourt Kip Knyff 1708

Кроме архитектурной графики Кип был известен в свое время и как художник портретист. В 1686 году, еще проживая в Амстердаме, и обратив на себя внимание Вильяма III Оранского (1650-1702), художник выполнил по его заказу портрет его супруги Марии (почему-то портрет Марии его авторства найти у меня не вышло) и нескольких придворных. Через два года, в 1689 году Вильгельм стал королем Великобритании и Кип последовал за своим патроном к английскому двору, поселившись в Вестминстере, где управлял типографией, основанной в 1476 году.

Также художник работал в области книжной иллюстрации для различных Лондонских издательств, изготавливавших гравюры по работам таких художников как Френсис Барлоу (Francis Barlow (1626-1704)) и Кай Габриель Киббер (Caius Gabriel Cibber (1630-1700)). В это время он изготовил 65 гравюр для иллюстрированного издания "Древнее и текущее состояние Глостершира", вышедшего в свет в 1712 году.

The Ancient & Present State of Gloucestershire 1712

Alderly, the Seat of Mrs. Hale, Widdow of Matthew Hale, Esq.


Alveston, Seat of Edward Hill Esq.


Barrington the Seat of Edmond Bray Esq.


Bradley, Seat of Thomas Dawes Esq.


Cleeve Hill, Seat of William Player, Esq.


Coberly the Seat of Jonathan Castleman, Esq.


Didmarton the Seat of Robert Codrington Esq.


Dumbleton the Seat of Sr. Richard Cocks Bar.


Dyrham, Seat of William Blathwait, Esq.


Flaxley the Seat of Mrs. Bovey


Henbury the Seat of Mr. John Sampson


Maugersbury, Seat of Edmund Chamberlain, Esq.


Shipton Moyne, Seat of Mrs. Hodges Relict of Tho. Hodges


Sneed Park, Seat of Joseph Jackson


Stoke Bishop, Sat of Sr. Thomas Cann


Stoke Gifford, Seat of John Berkeley Esq.


Tortworth the Seat of Matthew Ducy Morton


Westbury Court, Seat of Maynard Colchester Esq.


Williamstrip, Seat of Henry Treton Esq.

Относительная политическая стабильность и увеличение притока торгового капитала в этот период обусловили широкие возможности для восстановления, расширения и реконструкции домов-поместий английской знати. В своих работах Кип с большой точностью отображал виды этих поместий вместе с окружающими их парками, садами и ландшафтом. Искусствоведы считают его работы тем более ценными, что они отразили период наибольшего расцвета в Лнглии "голландско-французского стиля" парковых ансамблей, перед тем, как этот стиль регулярного парка  уступил место новому стилю "естественного" или "дикого" парка, в России получившего название "английский". Буквально через десятилетие многочисленные виды поместий, отраженные в архитектурной графике Кипа были существенно видоизменены благодаря этому новому веянию.






The Grange and Laybourn Castle


Barrington the Seat of Edmond Bray Esq.


Coberly the Seat of Jonathan Castleman Esq.


Dumbleton Hall Kip coloured 1710 (КЛИК_КЛИК)








Stoke Bishop the Seat of John Berkeley Esq.


The Grange and Laybourn Castle


Tortworth the Seat of Matthew Ducy Morton


Upper Dowdeswell the Seat of Lionel Rich Esq.




West_prospect_of_Gloucester_by_Kip.




За два года до смерти (в 1720) художник издал книгу, иллюстрированную его гравюрами: "История природы в двух частях" (The history of nature, in two parts: emblematically express'd in near a hundred folio copper-plates : wherein are also represented all the operations, facultys, and passions of the mind, & according to the manner of the most celebrated poets and philosophers), которую скачать можно ТУТ.

Но про его иллюстрации нужно говорить отдельно, либо вообще молчать.


И под конец, вроде как самостоятельные работы Леонарда Книфа (кстати, ЗДЕСЬ можно посмотреть его работы, но без скачки)








К слову: в России додумались до подобного рода запечатления МОНАСТЫРЕЙ во второй половине XIX века. Посмотреть хромолитографии.

А до подобного же рода запечатления ЗАВОДОВ и ФАБРИК - лишь в начале XIX века, приглашая немцев: Ознакомиться.

Комментариев нет:

Отправить комментарий