воскресенье, 18 декабря 2011 г.

Тектоника пейзажа: Фердинанд Рушиц (1870-1936)


Ф.Рушиц. Земля, 1898.

Сегодня хочу поделиться коллекцией полотен еще одного художника польского происхождения, которые производили и производят на меня неизвенно сложное впечатление. Нередко его работы попадаются в девичьих блогах, оформленных цветочками с обязательной какой-нибудь романтической мелодией на фоне, да и я - не большой поклонник символизма в живописи, так что сильно не удивляйтесь, если что =)
Как художника меня заинтересовал период его творчества 1900-1901 годов. Отсюда взялось желание узнать о нем чуть больше, чем  в русской википедии написано...


Зимняя сказка. /  Bajka_zimowa, 1904


Фердинанд Эдуардович Рушиц (Ferdynand Ruszczyc (1870-1936)) почитаем в Польше как один из величайших по масштабу таланта художник периода модернизма. Родился он в местечке Богданове в паре десятков километров от Вильнюса - на территории современной Белоруссии. Происходил из обедневшего дворянского рода.

В 20 лет по настоянию отца молодой Фердинанд поступил на факультет права Санкт-Петербургского университета, но проучившись два года и не окончив курс, в 1892 году он поступил в Императорскую Академию художеств, где получил возможность постигать азы мастерства под руководством таких великих русских художников как А.И. Куинджи и И.И. Шишкин.


Strumyk w lesie - studium, 1892

Знакомство с творчеством Куинджи наложило весомый отпечаток на творчество художника.
Картины молодого художника привлекли внимание поисками новых выразительных решений. Колористическая манера Ф. Рушица получила высокую оценку И. Репина.


Кипарисовая аллея в Крыму / Aleja cyprysowa na Krymie,1894

В поисках сюжетов для живописи в 1894 и 1895 года Ф. Рушиц предпринял путешествия по Крыму.


Скала в море. / Skała w morzu, 1894

Крымский мотив. Алупка. /  Motyw z Krymu - Ałupka.1894


Пейзаж с кипарисами. / Pejzaż z cyprysami.1894-1895


Море и скалы. Morze i skaly.1895


Берег моря и скалы. / Brzeg morza i skaly, 1895


Castle Ruins










Морской пейзаж. /  Pejzaz morski.
1895


Sea Coast







Несмотря на то, что картины этого периода без особой натяжки можно назвать ученическими, уже кое-где проглядывает его интересный подход к общей композиции...


Хата /
Chata,1895


Речной пейзаж. / Pejzaz rzeczny, 1895

В 1896-1897 годах Ф. Рушиц  посетил остров Рюген, Борнхольм и южное побережье Швеции.


Море и тучи. /  Morze i chmury.
1896

Как говорится, путешествие "от моря-до моря"... от Черного до Белого...



Придорожная корчма. / Karczma przy drodze.1896


Пейзаж. /  Pejzaż.1896




Две лодки. / Dwie lodzie.1896


Борнхольм /  Bornholm. 1897



Морской берег /  Brzeg morski. 1897


Пейзаж со стогами. / 1897 Пейзаж со стогами.


В 1897 году состоялся дебют художника на выставке дипломных работ Академии художеств.


Весна.

Картина "Весна", представленная на выставке была приобретена П. Третьяковым.


The Timber Boat. 1898

С 1897 по 1900 год полотна художника  выставлялись на ежегодных выставках Академии.


Зимняя мельница, 1897.


Зимняя мельница, 1897.


Картину "Зимняя мельница", представленную на весенней выставке Академии 1898 года приобрел коллекционер и меценат С. Морозов. Вырученные средства позволили художнику в том же году предпринять  продолжительное путешествие по странам Европы, посетив Берлин, Кельн, Париж, Дюнкерк, Остенде, Брюссель, Базель, Люцерн, Лугано, Милан, Венецию и Вену. Вернувшись в родной Богданов, художник приступил к творческой обработке образов, подчерпнутых им в его путешествиях. И открывает для себя красоту родной природы...
Мастерство художника, почувствовавшего под ногами родную землю, и "прикоснувшегося к корням", начинает раскрываться...


Последний снег / Ostatnie sniegi. 1898-1899.

... трудно представить откуда, почти вдруг возникает невиданное, тектоническое восприятие жизни природы...


Мельница в ночи.  Mlyn noca.1898

Эти годы, проведенные художником в Богданове, стали пиком расцвета художественного дарования Фердинанда Рушица.
...на его полотнах появляется жизнь людей, живущих посреди тектонических массивов родной земли...


Святки / Sobótki.1898


First Holy Communion.1899

Здесь, в Богданове, в 1898 году появилась картина "Земля" - прославившая имя художника. (См. в начале поста).

Огромное мрачное небо со свинцовыми предгрозовыми тучами нависло над плавно закругленным коричневым полем, которое заполнило большую часть полотна, и одинокий крестьянин из последних сил стремится быстрее вспахать свое поле на волах... Это полотно чаще всего встречается в иллюстрациях к учебникам и в энциклопедиях.

В 1899 году прошла его первая персональная выставка в Вильнюсе, а в 1901 и 1902 годах его работы принимали участие в групповых выставках творческого объединения "Мир искусства".


Krajobraz.1900


Ballada.1900


Костел в Богданове. /  Kościół w Bohdanowie (Kościółek wiejski).1900


Chaty i susznie

Следующая хороша. Пусть и качество, жаль, не дотягивает:


Landscape.1900



Ручей. / Strumien.1900


Ручей в лесу. /  Strumien w lesie.1900

В 1899 году его работы участвовали в выставке Общества поощрения художеств. В 1900 году художник вступил в Общество польских художников "Искусство" (Sztuka), начав принимать регулярное участие в выставках этого общества, и сам организовал одну из выставок общества, проведенную в 1903 году в Вильнюсе.






Stodoły w Bohdanowie.1900




Облака в воде. / Obłoki odbite w wodzie.1900


Пейзаж с тучами. Pejzaż z chmurami (Lato, Las).1900.


Пейзаж с околицы Богданова. / Pejzaż z okolic Bohdanowa.1900


Wieś nad rzeką. 1900








Старые яблони. /  Stare jablonie. 1900. Клик-клик.


Вечерняя Вилейка. /  Wieczor Wilejka. 1900

Набросок к картине:



С берега Вилейки. / Z brzegow Wilejki.1900


Дом в Богданове. /  Dom w Bohdanowie. 1901.



Мост зимой. /  Most zimą.1901


Пустка. Старое гнездо. /  Pustka - Stare gniazdo.1901
Какие облака!!!


В мир. /  W swiat. 1901.


Беженцы. / Wychodźcy.1902

Еще в другой гамме отыскал:

В 1902 г., он пишет еще одно полотно –"Эмигранты". Обессилевшие люди покидают родину в поисках лучшей доли. Остаются позади старые дороги, белорусские березовые рощи... Вероятно, тема полотна была навеяна массовой эмиграцией белорусов в Америку в начале столетия.



Крест в снегу.  Krzyż w śniegu.1902


Сюжеи зимней мельницы, так понравившийся Савве Морозову, трактуется теперь в совсем ином, драматическом ключе:


Зимняя мельница. Młyn w zimie.1902



Trees and Shadows.1902


Trees near Stream.1902


Бабье лето. / Babie lato


Pejzaz wiosenny w sloncu



Облако /Oblok. 1902


Study of Clouds



Landscape Study

Магритт отдыхает:

Старый дом. (Двор в Богданове). / Stary dom (Dwór w Bohdanowie).1903


Зимняя сказка в другой цветности, чем выше.


Снег.



С 1904 по 1907 год художник проживал в Варшаве, где наряду с Казимиром Стабровским, Ксавьером Дуниковским и Чарльзом Конрадом Кржижановским Тихим принял участие в организации Училища изящных искусств, вступив на путь преподавания живописи.
В этот период у художника неожиданно появляются другие сюжеты. Более надуманные, что-ли. Экспрессия только нарастает и доходит до почти истерической вычурности...

Правда, неожиданно:

Nec mergitur. 1904-1905
. Клик-клик 808 Кб.


Клик-клик 1,3 Мг


Вот, как она выглядит на стене:


В 1905-1906 годах художник рисует и совсем неожиданные для своего творчества полотна с изображением интерьеров:


Biały Mazur.1905


Wnętrze salonu w Bohdanowie.1905


Interior from Bohdanow.1906


Interior.1906


Плохо скрываемый в полотнах драматизм, ставший  тяжеловесным и давящим, доходит до апогея в работе-срыве "Звон":

Dzwon1906.

Нельзя не обратить внимания на то, что знаменитый "Крик" Э. Мунка появился на свет в 1893 году.


В 1907-1908 годах Ф. Рушиц преподавал в Краковской Академии изящных искусств на кафедре пейзажа. В 1908 году он вместе с Иосифом Мехоффером организовал крупную выставку польского искусства в Вене. После проведения столь же масштабной выставки в Вильнюсе, Фердинанд Рушиц   отказался от живописи в пользу интенсивной образовательной деятельности и организации выставок и культурных мероприятий в Вильнюсе.


Прошлое. / Przeszlosc


Szczyty kosciolów Wilenskich

В этот период своего творчества, в интересы художника вошла плакатная, журнальная, книжная графика.







Ф.Рушиц внес большой вклад в возрождение местного театра, занимался проектированием театральных костюмов и сценографией. В этот период он участвовал в Комитете по возведению памятника Адаму Мицкевичу в Вильнюсе и писал статьи по истории этого города. В 1918 году он был приглашен на пост декана факультета изящных искусств Университета Стефана Батория.


Предвесеннее. / Przedwiośnie.1919

В 1921 году Ф. Рушиц стал организатором первой выставки польских художников в Гран-Пале в Париже, в связи с чем он был удостоен ордена Почетного легиона.
В 1935 году президентом Польши Рушиц был удостоен звания почетного профессора Университета Стефана Батория.


Умер Ф. Рушиц в родном Богданове под Ошмянами 30 октября 1936 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий