воскресенье, 18 декабря 2011 г.

Charles Rettrew Sheeler (1883-1965). Путь художника, которого считали фотографом, и Муся Соколова



Попытаюсь немножко рассказать и показать о давненько горячо любимом мною творчестве весьма и весьма малоизвестного в России художника Чарльза Реттрю Шилера Младшего (Charles Rettrew Sheeler), про которого и в русипедии-то два словечка всего... ну и показать его работы, от некоторых из которых я - что кошка весной делаюсь =)


Pittsburgh, 1927



Его творчество (на определенных этапах) - то, до чего, гипотетически, мог дорасти наш конструктивизм. Но наш осекся репрессиями. А в чем осекся он?

Техническое: 1. Пишу сам на основе переводов, так что, если что, - шишки мне на голову =).
2. Предпринял попытку разместить работы в процессе узнанной датировки. А то, что удалось выцепить недатированно, - в конце статьи.
3. Если собираетесь кликать, но не обессудьте, если по 2-3 Мг придется ждать.



1920


Чарльз родился в семье менеджера пароходной компании, в американском городе Филадельфия в 1883 году. С детства посещая порт вместе с отцом мальчика впечатляли массивные громады пароходов. В 17 лет (в 1900 году) он поступил  в Школу Индустриального  Искусства в Филадельфии, где получил ту блестящую техническую базу технической графики, которую впоследствии ему удалось преобразить в собственное направление. Через три года обучения он перебрался в  Пенсильванскую Академию изящных искусств, в которой он окончил курс в 1906 году. В академии он познакомился с будущим известным американским художником-импрессионистом Вильямом Мерриттом Чейзом (William Merritt Chase, 1849-1916), оказавшем сильное влияние на становление молодого художника. 

Обучение в Академии, хоть и требовало больших затрат со стороны родителей Чарльза, - было поставлено превосходно. В 1904-1905 он впервые посетил лучшие художественные музеи Европы, а в 1908-1909 он вновь отправился сюда с родителями и лучшим другом, - художником  Мортоном Ливингстоном Чамбергом (1882-1918). В процессе этих продолжительных вуаяжей у Шилера возник большой интерес к композиционным решениям архитектуры на картинах итальянских художников позднего средневековья. В особенности он был поражен творениями Джотто ди Бондоне, Мазаччо и Пьеро делла Франческа с их довольно "опустошенными", но сильными и массивными архитектурными формами.

В Париже он был любезно принят в доме покровителей Пикассо и Жоржа Брака - Мишеля и Сары Штайн. Полученный в Европе опыт вдохновил его на поиски в области кубизма, которые увлекали его несколько лет после путешествия.

В 1910 году Шилер с Чамбергом на двоих арендовали каменный особняк XVIII века в Дойлстоуне (Doylestown), штат Пенсильвания.
Здесь, в 27 лет художник всерьез увлекся фотографией, работая в качестве внештатного фотографа, и запечатлевая по заказу  архитектуру местных исторических особняков. Он восхищался простыми и незатейливыми формами старинных зданий,  объясняя это тем, что "Их строители не создавали произведений искусства. Это красиво потому, что через столько лет они до сих пор служат по предназначению".


Chrysanthemums. 1912

С 1910 по 1920 годы Шилер налаживает связи  с важными в те времена фигурами в мире искусства Нью-Йорка, в частности, с Альфредом Шиглицом (Alfred Stieglitz) и известным галеристом Мариусом де Зайасом (Marius de Zayas). В то время все еще числившийся в начинающих, художник начал зарабатывать фотографированием произведений искусства для коллекционеров и галерей. Его фотографии начали появляться на выставках произведений современного искусства, в том числе на одной из тех, что получила широкую известность под названием Armory Show, 1913 года.

Важным решением для творческой биографии художника в период 1910-1920 годов было начать использовать собственные фотографии для  своих картин
(!!! то, что некоторые нехристи, не знающие толка в искусстве, до сих пор зовут "простой отрисовкой" или "трейсом").


Yachting 1922

В 1920 году Шилер поучаствовал в выборе драматических ракурсов и абстрактных композиций городского пейзажа для короткометражного фильма Manhatta, снятого Полом Стрендом (Paul Strand). Поиск драматических мотивов светотени и нагромождений объемов городских зданий обезлюдевших индустриальных городов  в те годы стал лейтмотивом его творчества. Четкость линий и ясность восприятия окружавшей его действительности  - сделала его одним из отцов-основателей прецизионизма, к извращенно-барочной форме которого я склонен относить лучшие собственные работы =)


1923
Так или иначе, дядька хорошо поднялся. В  1927-1928 годах он получил заказ на фотодокументацию изготовления новой модели автомобиля на Форд Моторс Компани. Его 32 фотографии завода, его станков и машин в канун Великой депрессии, - с ничтожного размера людьми, либо совсем без людей будто бы праздновали победу американской формы индустриализации труда, хотя и отражали  безвоздушную атмосферу обезлюдевших ангаров и площадей. 

Художник одним из первых в американской живописи соединил реалистичную манеру отображения действительности через прямую подачу совершенно абстрактных ее форм. Вскоре деньги обесценились, и реальность сама превратилась в некоторое подобие абстракции.



В 1927 году он вместе с женой Кэтрин переехал в Южный Салем штата Нью-Йорк, расширив свою бережно сберегаемую коллекцию американской антикварной мебели и декоративно-прикладного искусства. Многие объекты из его коллекции стали появляться и на его полотнах. Шилер бежит от реальности в мир семейного быта и уюта. Тогда же он вспоминает о своих фотографиях того самого дома XVIII века в Дойлстоуне и начинает преобразовывать их в свои картины.


Criss crossed conveyors (Кризис остановил конвейеры)...

С 1926 по 1931 год, в период наиболее страшного для Америки экономического спада, он, как профессиональный фотограф подрабатывает съемками знаменитостей для журналов, фотографирует модные коллекции для Vogue и Vanity Fair.

Upper-Deck-1929

В 1930 году родилась одна из самых узнаваемых впоследствии работ художника:

American Landscape, 1930
С детских лет видя ее во всяких сборниках американского искусства я считал ее огроменной, что индустриальные картины советских художников.

Но не тут-то было. Это - счастливая американка в музее.... А у меня - шок =)

И еще вдогонку шедевр:

CharlesSheeler-Classic-Landscape-1931


Клик- View of New York, 1931

Клик-клик тут:

И тут:

А ведь это холст натянутый на подрамник и краски...
Вот такой вид на Нью-Йорк, что, лучше бы на него и не смотреть =) Трагедия.


Cactus, 1931



Отказаться от коммерческой фотографии художник смог лишь в 1931 году, когда ему предложили постоянную личную экспозицию его работ в нью-йоркской
Downtown Gallery.

1931

И в 1932 новый шедевр, глаз не оторвешь:

River Rouge Plant 1932
Это правда так с цифрами справо.




Connecticut Barns in Landscape. 1934.


American Interior. 1934.


1934. Эскиз.
Поглядите что на полу - наши же, тканые постилочки! =)



?


?

Совершенно потрясающе:

Клик-клик... Staircase, Doylestown , by Charles Sheeler, 1934..

Totems in Steel Sheeler, 1935

Но, все-же, художник продолжал влачить узы своей известности в качестве фотографа.
В 1935-1936 годах по заказу Эбби Олдрича Рокфеллера (Abby Aldrich Rockefeller ,1874-1948) он поехал фотографировать старые колониальные хоромы городка Вильямсбург в штат Вирджиния.

А в 1939 создает то, что прославило его до наших дней:

Rolling-Power, 1939

А 1939-1940 году по заказу журнала Fortune поехал фоторепортировать подымающуюся из руин промышленность Америки: самолеты, электростанции, локомотивы, плотины.


Clapboards, 1936

Эти фотографии, выполненные на заказ, он позднее также использовал для своих живописных работ.


После преждевременной кончины первой супруги Кэтрин в 1933 году он женился на потомице в первом поколении выходцев из России - Musya Sokolova (Муся Соколова). Если кто сможет просветить про нее подробнее (язык не важен) - благодарность не знает моего предела =)


Клик-клик, 1933

Неправда-ли работа кажется огромной? Ведь для обложек использовался именно холст и масло в физических размерах картины свыше метра высотой...

Но убило меня наповал следующее:


Художник - хотел выглядеть художником, а не фотографом, как его позиционировали? ... Перед другим фотографом? Видно же, что руке не удобно, - но тогда зачем вся игра с мольбертом? Да и прямые линии как на верхней картинке чертятся на горизонтальной плоскости с линейкой. Тут явно фотка посильнее Дали с его усами...


Вообще вопиющая картина. Скорее- звук, чем изображение. От такого плакать хочется теперь, - какая же силища графики выразительных форм, только подумать! Какое правильное решение и какая падающая сверху идея! 
А вот тут кликайте любую из трех, они все неплохие:

Suspended Power, 1939




dallas_museum


Bucks County Barn, 1940.


Покрупнее и почётче.

Новый всплеск Мировой войны привел к созданию одного из шедевров художника, мгновенно растиражированных в печати:

Power, 1940

В другой цветности, но потяжелее:


Вступление Америки в войну вызвало и следующую профессиональную работу, но, не побоюсь сказать, почти лишенную выразительности кроме ступеней на первом плане и особого освещения:

Capitol, 1943


Stacks in procession 1943

Военные времена хоть и обеспечивали заказами многих художников, Шилера не очень затронули. Но отразились на ряде опытов:

Catastrophe No. 2, 1944

По слухам, именно созерцание этих картин сподвигло юного эмигранта с раскрашенными волосами (Энди-Энди, шож ты сделал!) создать свою серию поляроидных фотографий катастроф,  и представить это публике в качестве искусства.



Отсюда, мне кажется и внедрение уже распространенной к тому времени комиксистской идеи:

The Artist Looks at Nature, 1943.

В рамке:

Себя он рисовал по сделанной другим фотографом собственной фотографии за работой. Где-то в сети она валяется, кстати. Но это - почти поражение, почти отступление, почти Магритовщина, и это не хорошо, на мой взгляд.

Шилер продолжает тянуть лямку фотографа и выполняет заказы Митрополитен-музея на фотофиксацию экспонатов. В середине века манера письма Шилера меняется. Насколько - судите сами.



Water. 1945


Намного крупнее, но цвета врут


Клик-клик-клик!!!  Ballardvale, 1946

Incantation-1946


Amoskeag Canal, 1948

И вот - нате: снова возврат к предсказуемому, но зачем? Продается? :

wind, sea and sail 1948


New England Irrelevancies. 1953


Ore Into Iron 1953



Есть увлечение новыми технологиями в духе Уорхолла...
Есть ответ новому! Старик в курсе! -

THE SPIRIT OF RESEARCH (STUDY FOR GENERAL MOTORS RESEARCH) 1955-1956

В 1939 и 1959 годах в солидных музеях Нью-Йорка проводятся его персональные ретроспективные выставки.
Вроде, приходит признание, обеспеченность некоторая, - как всегда тогда, когда уже нужно лишь сидеть на солнышке и радоваться  жизни. Тебе уже 72 года, художник, в 1955! И тут снова нате:

В 70 он нарисовал:

Steel-Croton (1953)


Golden Gate, 1955. Имхо-сверхшедевр...

On a Shaker's Theme, 1956


Barn Decorations 1959.

Первый инсульт случился в 1959. После него художник уже не мог продолжать заниматься живописью.


В 1965 году, в 82 года он попытался перерисовать свою картину 1953 года (см чуть выше):

После этого второй инсульт лишил нас этого человека. Да будет ему память. Вечная!

Не нужно и говорить, что в иностранной сети и нашей  я такой статьи не нашел.
В конце-концов, - это единственный стимул реанимировать память о великом художнике, которой я хочу поделиться, а не сидеть, словно куркуль на каче =)
Юольше скажу. Рокуэлл Кент, которого я обожаю, и продолжаю любить несмотря ни на что, местами вторичен. Он ушел от той реальности в которой Шилеру пришлось вариться. Доварили его до конца, конечно. Но что бы было если бы не американский  кризис! Только представьте!
А что бы было, если бы в 30-40 не разогнали наш конструктивизм? - Был бы Шилер, только, может, и лучше...


А дальше - все без дат, что смог накачать. Кое-что в приличных форматах.  а кое-то просто для объема.
Были и опыты



Three White Tulips

Еще


И обалденные опыта рисовки в карандаше:

КЛИК_КЛИК. На увеличении - обалдеть как смотрится.



Можно было рисовать и проще, вдохновляясь Вермеером:

WINTER-WINDOW...?

Были и срывы:

Sun, Rock and Trees No. 2. Осторожно - 2 Мг
И красиво:

чуть не Рерих наш.


Клик-клик!!!=)


Buildings at Lebanon. На скамейку посмотрите только... и ясно все.

Были и попытки найти себя в другом жанре:

+

И рисовать столики:

Still-Life & Shadows



Но тема-то, главная тема творчества твоего, куда бы ты ее ни девал, куда бы не запрятывал...

Church_street
чуть сверху посмотрите на отъезжающий поезд...
Это почти нереально. Я - кошка =)


Steam Turbine, 1939


Кошка тож =)

А еще было у него:

Дважды клик.


Клик-клик


... и ведь до 65 года идея!




River Rouge Industrial Plant.




Western Industrial






Midwest




Обожаемая картина, но большего разрешения не нашел.


USA (любимая картина)

А вот тут вот и БОЛЬШОЙ БУМ -

картина называется "Лхаса". Вот тебе и прецизионизм, батюшка =)

Вы только подумайте, что ЭТО - картина, нарисованная вручную на холсте маслом:

Conversation_Sky_and_Earth

 Вариант:














И напоследок:

Комментариев нет:

Отправить комментарий