воскресенье, 18 декабря 2011 г.

Говард Пайл (1853-1911) и его иллюстрации к "Истории короля Артура и его рыцарей" 1903


Что мне сказать о Говарде Пайле? Если честно, тооткрыл я его для себя совсем недавно, но помнил многие из его работ почему-то издавна, как говорится, "родом из детства". Посмотрев его иллюстрации к написанной им же (да-да!) книжечке "История короля Артура и его рыцарей", изданной в 1903 году (ссылка была любезно предоставлено прекрасной [info]zellily ), я понял, что что-то тут не так с моим и его творчеством. На лицо бросается некоторая близость графических техник. Но если бы только это!
Большой рассказ по биографии художника, о которой в рунете кот наплакал, и пришлось поискать-попереводить, 53 иллюстрации-виньетки-заставки книги (все что есть в "Истории короля") не считая фотографий...

Howard Pyle (1853-1911) дочкой Фиби.
Будущий писатель и иллюстратор родился в 1853 году в Америке в семье квакеров г. Вилмингтона (Делавер). Учился мальчик не ахти себе как. Позже он вспоминал, что провел свое детство в непрерывном рисовании на грифельной доске и на полях книг. Приняв отсутствие интереса у сына к науке, его отец, - богатый кожезаводчик, не настаивал на его поступлении в колледж, а его мать поощряла его интерес к чтению, сочинительству и живописи. [Всегда бы так...]
В 16 лет юный,  Пайл перебрался в Филадельфию, где стал брать уроки живописи у бельгийского художника Ван дер Вейлена (Francis Adolf Van der Weilen), про которого на русском не нашел ничего, а на английском - лишь полное имя, год рождения и еще нескольких учеников...
Эти уроки - были единственным опытом обучения Говарда пайла искусству и дали ему прочную технику графического рисунка.

Herald
Сплетать волосы центрального героя с деревом на заднем фоне - оказывается, один из излюбленных приемов художника (это можно увидеть по другим его картинам. По-моему, очень эффектное решение, делающее общий силуэт куда более выразительным, насыщенным, цельным. Только недавно сам начал его применять
С 19 лет он и сам начал давать подобные частные уроки.В 1876 году Пайл опубликовал свою первую проиллюстрированную поэму в журнале «Scribner`s Monthly». Затем, после переезда в Нью-Йорк, в течении 1876-1877 годов он был связан с Art Students league of New York City.

Woman with Wand
как непринужденно и легко сделаны волны, и как, будто дымкой руины замка справа вверху. И, при этом море и замке на берегу - композиция лишена банальности из-за сосен, которые снова образуют фон центральной фигуры и единый с ней силуэт.

Ранние иллюстрации Пайла вместе с его рассказами и стихами стали появляться в ведущих нью-йоркских периодических изданиях. О его ранних работах - разговор особый, как-нибудь попытаюсь написать что-нибудь.



Sword

В течение следующих тридцати пяти лет Пайл создал бесчисленное множество иллюстраций для исторических и приключенческих романов. К слову сказать, он первым изобразил пирата в бандане и кольцом в ухе, - что, как повсюду расписывается, - является его заслугой. На самом деле история глубже и шире.

То представление об образе пирата, который прячет сокровища на острове, пьет ром, обвязан кушаком, бородатый с трубкой за бочкой сидит на сундуке с сокровищами, - самый расхожий и общепонятный образ пирата, транслирующийся везде, где говорится о пиратах придумал писатель и иллюстратор Говард Пайл.

Почему-то я и не думал сам никогда, что у этого образа есть автор, хотя и знал, что пираты-то, в общем, были совсем другими, чем мы себе их представляем. Пираты Пайла - тоже отдельная тема, там иллюстраций 200 накачано...

Нередко в его биографиях обходят стороной еще один важный момент.
В 1881 году Пайл женился на Энн Пул (Anne Poole). Жена подарила ему семерых детей: Селлерса (1882), Фиби (1886), Теодора (1889), Говарда (1891), Элеанору (1894), Годфри (1895) и Вилфреда (1897). художественная студия Пайла находилась в его доме и обычно, когда он работал, его окружала вся его многочисленная семья. 5 пацанов... теперь понятно, откуда в его творчестве все эти рыцари, робин-гуды, разбойники, мертвецы и пираты! =)


Laurel Crown

В 1884 году Пайл начал преподавать книжную графику в Дрексельском Институте Искусств, Науки и Индустрии (теперь Дрексельский Университет). В 1889 году вместе с беременной женой он отправился в поездку на Ямайку, оставив старших детей с бабушкой и дедушкой. В их отсутствие внезапно умер их старший семилетний Селлерс. Похороны прошли раньше, чем родители дождались следующего парохода. Горе отца получило отражение в его книге "Сад позади луны" (1895).

Интересно, она есть на русском? Нашел подписанное его именем и фамилией сомнительное русское издание под названием "Сказки луны", но такому изданию может соответствовать только фиговый перевод, а сего не хотелось бы.
После 1900 года Пайл основал собственную школу искусств и иллюстрации, которая получила название «Школа искусства книжной графики Говарда Пайла». Пайл также способствовал созданию брэндивайнской колонии художников (по названию ручья Брэндивайн, Делавэр).


Herald
Вильяма Морриса Пайл тоже знал, если посмотреть на его яблочное дерево на фоне по центру. В конце-концов, жили и творили в одно время, по обоим пробежал дух югенд-стиля, art-nouveau, как его ни зови. Моррис - всего на 19 лет старше Пайла.

Pax Cum Justiciae

Ну я ж не знаю, если это - не шедевр, то что тогда шедевр =) Как много Дюрера в работе человека который учился "чему-нибудь и как-нибудь" и так и не научился в двумерной графике рисовать лица...
Подаче движения не мешает даже заметное искажение анатомических тонкостей вверху рисунка. Какая кому разница, что левый рыцарь зря вообще так держит меч, потому что не успеет ударить, а второй зря закрывается таким несусветно маленьким щитом, и где кулак, что держит этот щит... Зато морда лошади с косичкой, внимание к деталям, строение света... Я так не умею и даже не представляю себе что должно случиться, чтобы я взялся за эпохалку такого уровня детализации. Посему, рано или поздно, придется проверить...


Two Knights
Ну это я уже рисовал. И рыцарь именно слева , и падает также и в профиль. только у моего шлем слетает.



Winged Head


In the Valley of Delight
Снова герой на фоне дерева, снова силуэт выглядит куда интереснее, если бы без листвы. Колено грустной -до -слез лошади выбивается, правда, но это, может и задумано было так.

Mounted Knight

Ну вот и он - Маршал Жуков на коне встречает парад победы на Красной площади. Не такой уж древний архетип =)
В некоторых работах Пайла я нахожу, что он бывает небрежен. Его иногда перестает заботить проявляющаяся кое-где тяга к четкой линии силуэта, а начинает распирать безудержный интерес к передаче светотеневых оттенков, и благодяря, ну, или по вине этого сам объект едва не растворяется в пейзаже. По-моему, очень интересный прием.

Причем не забывайте, здесь нет цвета, есть цвет черный. А все остальное линии. Вот так сейчас кто-нибудь рисует текстуры?Чего стоит трава, похожая на мох!


The Battle with the Sable-Knight

Иногда приходит мысль, что попадись мне, зачитывавшемуся Вальтером Скоттом с его "Айвенго" (старенькое, сталинское издание с обалденными советскими иллюстрациями) - вот, к примеру, предыдущая картинка, -
я бы пошел на стройку, дёрнул бы оттуда большой кусок фанеры, по квадратикам перенес бы рисунок на нее и, включив в розетку свой любимый выжигательный аппарат "Огонёк" без тени сомнения, с сердцем, полным восторга и решимости, месяца за три летних каникул бы ну точно управился с ней, не жалея потом, что лето прошло в одной позе и одном месте!


Excalibur the Sword
Неожиданный сюр, правда? =)

Mailed Knight



Two Knights do Battle before Cameliard

Здесь даже сказать нечего, пусть земля тебе пухом, прекрасный Говард!


Woman with Rose



The White Champion meets Two Knights at the Mill

Поскольку виден процесс работ, а картинки расставлены как в книжке, можно заметить, как раскрывается иллюстратор. Фронтальные композиции, бывает, изрядно поднадоедают и тут, - бац, возникает перспектива...


King Arthur meets Lady Guinevere


Knight with Sword


Artist
Ну здесь я снова упал со стула.


The Enchanter Merlin


Так вот он какой, ... Нестор-летописец =))) Известная статуя М. Антокольского, кстати, была сделана в 1889 году, в самый, можно сказать, разгар, а сам Антокольский лишь на 10 лет старше Пайла.


Sorcery

и снова излюбленный приемчик


Head with Leaf Crown


Drawing
..вроде профиль лучше. Но срисовал он его с кого-то. О чем и говорит следующая картинка:

Vivien Bewithces Merlin

Лицо в профиль тут- страх, кошмар и трепет. Но. может, и правда ему дочки "помогали" что-то дорисовывать? Ведь и он любил детей, сказки с картинками им сочинял, печатал, гордились им его дети и, верно, очень любили. Ну этот же профиль - очевидно детская рука. Кому как кажется? зато скатерть на фоне - снова любимый прием, которым не перестаю восхищаться.


Queen Morgana le Fey


Queen Morgana loses Excalibur His Sheath

Йес, как трепетно сделан локоток, какие выразительные пальцы и детализованные браслеты! Какое отражение в воде!
Почему-то бессознательно и упорно напоминает это:


Bowed Head


Pellias
Красота же, как сказала бы девочка на моем месте "я тоже ТАК хочу". Не знаю, ну стопроцентное попадание в образ рыцаря, края. берега, моря. Архэтип як воно е!

Sir Gawain


King Arthur findeth ye old woman in ye hut

В 1910 году Пайл перевез свою семью во Флоренцию, в Италию, где он, 57-летний, надеялся изучать и копировать фресковую живопись. Это была его вторая поездка за границу (первая - та самая печальная поездка на Ямайку).

В ноябре 1911 года Говард Пайл внезапно тяжело заболел (острый пиелонефрит - съел что-то не то, кишечная палочка или стафилокок) и умер. Его прах был предан земле там же, во Флоренции.

Ну и, как полагается, обещанный бонус на ночь.


Посмертная маска Говарда Пайла

Комментариев нет:

Отправить комментарий