Попытаюсь немножко рассказать и показать о давненько горячо любимом мною творчестве весьма и весьма малоизвестного в России художника Чарльза Реттрю Шилера Младшего (Charles Rettrew Sheeler), про которого и в русипедии-то два словечка всего... ну и показать его работы, от некоторых из которых я - что кошка весной делаюсь =)
Pittsburgh, 1927
Его творчество (на определенных этапах) - то, до чего, гипотетически, мог дорасти наш конструктивизм. Но наш осекся репрессиями. А в чем осекся он?
Техническое: 1. Пишу сам на основе переводов, так что, если что, - шишки мне на голову =).
2. Предпринял попытку разместить работы в процессе узнанной датировки. А то, что удалось выцепить недатированно, - в конце статьи.
3. Если собираетесь кликать, но не обессудьте, если по 2-3 Мг придется ждать.
1920
Чарльз родился в семье менеджера пароходной компании, в американском городе Филадельфия в 1883 году. С детства посещая порт вместе с отцом мальчика впечатляли массивные громады пароходов. В 17 лет (в 1900 году) он поступил в Школу Индустриального Искусства в Филадельфии, где получил ту блестящую техническую базу технической графики, которую впоследствии ему удалось преобразить в собственное направление. Через три года обучения он перебрался в Пенсильванскую Академию изящных искусств, в которой он окончил курс в 1906 году. В академии он познакомился с будущим известным американским художником-импрессионистом Вильямом Мерриттом Чейзом (William Merritt Chase, 1849-1916), оказавшем сильное влияние на становление молодого художника.
Обучение в Академии, хоть и требовало больших затрат со стороны родителей Чарльза, - было поставлено превосходно. В 1904-1905 он впервые посетил лучшие художественные музеи Европы, а в 1908-1909 он вновь отправился сюда с родителями и лучшим другом, - художником Мортоном Ливингстоном Чамбергом (1882-1918). В процессе этих продолжительных вуаяжей у Шилера возник большой интерес к композиционным решениям архитектуры на картинах итальянских художников позднего средневековья. В особенности он был поражен творениями Джотто ди Бондоне, Мазаччо и Пьеро делла Франческа с их довольно "опустошенными", но сильными и массивными архитектурными формами.
В Париже он был любезно принят в доме покровителей Пикассо и Жоржа Брака - Мишеля и Сары Штайн. Полученный в Европе опыт вдохновил его на поиски в области кубизма, которые увлекали его несколько лет после путешествия.
В 1910 году Шилер с Чамбергом на двоих арендовали каменный особняк XVIII века в Дойлстоуне (Doylestown), штат Пенсильвания.
Здесь, в 27 лет художник всерьез увлекся фотографией, работая в качестве внештатного фотографа, и запечатлевая по заказу архитектуру местных исторических особняков. Он восхищался простыми и незатейливыми формами старинных зданий, объясняя это тем, что "Их строители не создавали произведений искусства. Это красиво потому, что через столько лет они до сих пор служат по предназначению".
Chrysanthemums. 1912
С 1910 по 1920 годы Шилер налаживает связи с важными в те времена фигурами в мире искусства Нью-Йорка, в частности, с Альфредом Шиглицом (Alfred Stieglitz) и известным галеристом Мариусом де Зайасом (Marius de Zayas). В то время все еще числившийся в начинающих, художник начал зарабатывать фотографированием произведений искусства для коллекционеров и галерей. Его фотографии начали появляться на выставках произведений современного искусства, в том числе на одной из тех, что получила широкую известность под названием Armory Show, 1913 года.
Важным решением для творческой биографии художника в период 1910-1920 годов было начать использовать собственные фотографии для своих картин (!!! то, что некоторые нехристи, не знающие толка в искусстве, до сих пор зовут "простой отрисовкой" или "трейсом").
Yachting 1922
В 1920 году Шилер поучаствовал в выборе драматических ракурсов и абстрактных композиций городского пейзажа для короткометражного фильма Manhatta, снятого Полом Стрендом (Paul Strand). Поиск драматических мотивов светотени и нагромождений объемов городских зданий обезлюдевших индустриальных городов в те годы стал лейтмотивом его творчества. Четкость линий и ясность восприятия окружавшей его действительности - сделала его одним из отцов-основателей прецизионизма, к извращенно-барочной форме которого я склонен относить лучшие собственные работы =)
1923
Так или иначе, дядька хорошо поднялся. В 1927-1928 годах он получил заказ на фотодокументацию изготовления новой модели автомобиля на Форд Моторс Компани. Его 32 фотографии завода, его станков и машин в канун Великой депрессии, - с ничтожного размера людьми, либо совсем без людей будто бы праздновали победу американской формы индустриализации труда, хотя и отражали безвоздушную атмосферу обезлюдевших ангаров и площадей.
Художник одним из первых в американской живописи соединил реалистичную манеру отображения действительности через прямую подачу совершенно абстрактных ее форм. Вскоре деньги обесценились, и реальность сама превратилась в некоторое подобие абстракции.
В 1927 году он вместе с женой Кэтрин переехал в Южный Салем штата Нью-Йорк, расширив свою бережно сберегаемую коллекцию американской антикварной мебели и декоративно-прикладного искусства. Многие объекты из его коллекции стали появляться и на его полотнах. Шилер бежит от реальности в мир семейного быта и уюта. Тогда же он вспоминает о своих фотографиях того самого дома XVIII века в Дойлстоуне и начинает преобразовывать их в свои картины.
Criss crossed conveyors (Кризис остановил конвейеры)...
С 1926 по 1931 год, в период наиболее страшного для Америки экономического спада, он, как профессиональный фотограф подрабатывает съемками знаменитостей для журналов, фотографирует модные коллекции для Vogue и Vanity Fair.
Upper-Deck-1929
В 1930 году родилась одна из самых узнаваемых впоследствии работ художника:
American Landscape, 1930
С детских лет видя ее во всяких сборниках американского искусства я считал ее огроменной, что индустриальные картины советских художников.
Но не тут-то было. Это - счастливая американка в музее.... А у меня - шок =)
И еще вдогонку шедевр:
CharlesSheeler-Classic-Landscape-1931
Клик- View of New York, 1931
Клик-клик тут:
И тут:
А ведь это холст натянутый на подрамник и краски...
Вот такой вид на Нью-Йорк, что, лучше бы на него и не смотреть =) Трагедия.
Cactus, 1931
Отказаться от коммерческой фотографии художник смог лишь в 1931 году, когда ему предложили постоянную личную экспозицию его работ в нью-йоркской Downtown Gallery.
1931
И в 1932 новый шедевр, глаз не оторвешь:
River Rouge Plant 1932
Это правда так с цифрами справо.
Connecticut Barns in Landscape. 1934.
American Interior. 1934.
1934. Эскиз.
Поглядите что на полу - наши же, тканые постилочки! =)
?
?
Совершенно потрясающе:
Клик-клик... Staircase, Doylestown , by Charles Sheeler, 1934..
Totems in Steel Sheeler, 1935
Но, все-же, художник продолжал влачить узы своей известности в качестве фотографа.
В 1935-1936 годах по заказу Эбби Олдрича Рокфеллера (Abby Aldrich Rockefeller ,1874-1948) он поехал фотографировать старые колониальные хоромы городка Вильямсбург в штат Вирджиния.
А в 1939 создает то, что прославило его до наших дней:
Rolling-Power, 1939
А 1939-1940 году по заказу журнала Fortune поехал фоторепортировать подымающуюся из руин промышленность Америки: самолеты, электростанции, локомотивы, плотины.
Clapboards, 1936
Эти фотографии, выполненные на заказ, он позднее также использовал для своих живописных работ.
После преждевременной кончины первой супруги Кэтрин в 1933 году он женился на потомице в первом поколении выходцев из России - Musya Sokolova (Муся Соколова). Если кто сможет просветить про нее подробнее (язык не важен) - благодарность не знает моего предела =)
Клик-клик, 1933
Неправда-ли работа кажется огромной? Ведь для обложек использовался именно холст и масло в физических размерах картины свыше метра высотой...
Но убило меня наповал следующее:
Художник - хотел выглядеть художником, а не фотографом, как его позиционировали? ... Перед другим фотографом? Видно же, что руке не удобно, - но тогда зачем вся игра с мольбертом? Да и прямые линии как на верхней картинке чертятся на горизонтальной плоскости с линейкой. Тут явно фотка посильнее Дали с его усами...
Вообще вопиющая картина. Скорее- звук, чем изображение. От такого плакать хочется теперь, - какая же силища графики выразительных форм, только подумать! Какое правильное решение и какая падающая сверху идея!
А вот тут кликайте любую из трех, они все неплохие:
Suspended Power, 1939
dallas_museum
Bucks County Barn, 1940.
Покрупнее и почётче.
Новый всплеск Мировой войны привел к созданию одного из шедевров художника, мгновенно растиражированных в печати:
Power, 1940
В другой цветности, но потяжелее:
Вступление Америки в войну вызвало и следующую профессиональную работу, но, не побоюсь сказать, почти лишенную выразительности кроме ступеней на первом плане и особого освещения:
Capitol, 1943
Stacks in procession 1943
Военные времена хоть и обеспечивали заказами многих художников, Шилера не очень затронули. Но отразились на ряде опытов:
Catastrophe No. 2, 1944
По слухам, именно созерцание этих картин сподвигло юного эмигранта с раскрашенными волосами (Энди-Энди, шож ты сделал!) создать свою серию поляроидных фотографий катастроф, и представить это публике в качестве искусства.
Отсюда, мне кажется и внедрение уже распространенной к тому времени комиксистской идеи:
The Artist Looks at Nature, 1943.
В рамке:
Себя он рисовал по сделанной другим фотографом собственной фотографии за работой. Где-то в сети она валяется, кстати. Но это - почти поражение, почти отступление, почти Магритовщина, и это не хорошо, на мой взгляд.
Шилер продолжает тянуть лямку фотографа и выполняет заказы Митрополитен-музея на фотофиксацию экспонатов. В середине века манера письма Шилера меняется. Насколько - судите сами.
Water. 1945
Намного крупнее, но цвета врут
Клик-клик-клик!!! Ballardvale, 1946
Incantation-1946
Amoskeag Canal, 1948
И вот - нате: снова возврат к предсказуемому, но зачем? Продается? :
wind, sea and sail 1948
New England Irrelevancies. 1953
Ore Into Iron 1953
Есть увлечение новыми технологиями в духе Уорхолла...
Есть ответ новому! Старик в курсе! -
THE SPIRIT OF RESEARCH (STUDY FOR GENERAL MOTORS RESEARCH) 1955-1956
В 1939 и 1959 годах в солидных музеях Нью-Йорка проводятся его персональные ретроспективные выставки.
Вроде, приходит признание, обеспеченность некоторая, - как всегда тогда, когда уже нужно лишь сидеть на солнышке и радоваться жизни. Тебе уже 72 года, художник, в 1955! И тут снова нате:
В 70 он нарисовал:
Steel-Croton (1953)
Golden Gate, 1955. Имхо-сверхшедевр...
On a Shaker's Theme, 1956
Barn Decorations 1959.
Первый инсульт случился в 1959. После него художник уже не мог продолжать заниматься живописью.
В 1965 году, в 82 года он попытался перерисовать свою картину 1953 года (см чуть выше):
После этого второй инсульт лишил нас этого человека. Да будет ему память. Вечная!
Не нужно и говорить, что в иностранной сети и нашей я такой статьи не нашел.
В конце-концов, - это единственный стимул реанимировать память о великом художнике, которой я хочу поделиться, а не сидеть, словно куркуль на каче =)
Юольше скажу. Рокуэлл Кент, которого я обожаю, и продолжаю любить несмотря ни на что, местами вторичен. Он ушел от той реальности в которой Шилеру пришлось вариться. Доварили его до конца, конечно. Но что бы было если бы не американский кризис! Только представьте!
А что бы было, если бы в 30-40 не разогнали наш конструктивизм? - Был бы Шилер, только, может, и лучше...
А дальше - все без дат, что смог накачать. Кое-что в приличных форматах. а кое-то просто для объема.
Были и опыты
Three White Tulips
Еще
И обалденные опыта рисовки в карандаше:
КЛИК_КЛИК. На увеличении - обалдеть как смотрится.
Можно было рисовать и проще, вдохновляясь Вермеером:
WINTER-WINDOW...?
Были и срывы:
Sun, Rock and Trees No. 2. Осторожно - 2 Мг
И красиво:
чуть не Рерих наш.
Клик-клик!!!=)
Buildings at Lebanon. На скамейку посмотрите только... и ясно все.
Были и попытки найти себя в другом жанре:
+
И рисовать столики:
Still-Life & Shadows
Но тема-то, главная тема творчества твоего, куда бы ты ее ни девал, куда бы не запрятывал...
Church_street
чуть сверху посмотрите на отъезжающий поезд...
Это почти нереально. Я - кошка =)
Steam Turbine, 1939
Кошка тож =)
А еще было у него:
Дважды клик.
Клик-клик
... и ведь до 65 года идея!
River Rouge Industrial Plant.
Western Industrial
Midwest
Обожаемая картина, но большего разрешения не нашел.
USA (любимая картина)
А вот тут вот и БОЛЬШОЙ БУМ -
картина называется "Лхаса". Вот тебе и прецизионизм, батюшка =)
Вы только подумайте, что ЭТО - картина, нарисованная вручную на холсте маслом:
Conversation_Sky_and_Earth
Вариант:
И напоследок:
Комментариев нет:
Отправить комментарий