В. Коссак. Раненый кирасир и девушка.
Находясь в процессе постоянных поисков исторических иллюстраций для книжек, пару лет назад наткнулся на творчество замечательного польского художника-баталиста Войцеха Коссака. Его картины, затрагивающие многовековую и сложную историю польско-русских отношений, оказались буквально кладезем совершенно новой и неожиданной для меня визуальной среды, с которой и приглашаю познакомиться.
Войцех Коссак в мастерской. 1890-е гг.
Картинки выбирал долго покликабельней и потяжелее, но, к сожалению, вес их редко превышает 300 кб. Но попадаются и крупные особи =) Но, уж, что нашел - то нашел.
В процессе поисков крупных коллекций не встречал. К тому же на польских сайтах, зачастую его картины висят в мелком разрешении и скопом без датировки, что жаль. На тех же сайтах его нередко путают с другими художниками из распространенной польской фамилии Kossak (Козак - по русски).
Пусть же мы, русские, поставим должный памятник польскому патриоту-живописцу, гордившемуся своей Родиной и любившему ее так, как мы редко умеем любить свою...
В русской википедии про В. Коссака всего два слова, посему, пришлось немного попереводить с польского.
Битва под Кирхольмом (ну наконец-то в более-менее разрешении!)
и набросок к картине:
Szarża husarii pod Kircholmem.
Войцех Коссак (1856-1942) родился 31 декабря 1856 года в Париже, куда его родители перебрались сразу после свадьбы, в семье известного художника Юлиуша Коссака. Крестным отцом будущего живописца был французский художник Мишель-Жан Гораций Верне (1789-1863) - не менее известный, чем отец Войцеха, художник-баталист. Начальное образование маленький Войцех получил уже после возвращения в Польшу в одной из Варшавских гимназий. После переезда семьи в Краков, он продолжил обучение в школе Св. Анны. Одновременно с общим образованием, под надзором отца юный художник начал постигать тайны живописи.
Советский враг.
В 1871 году в 15 летнем возрасте он поступил в школу рисования и живописи Владислава Людзекевича (Władysław Łuszczkiewicz), в которой продолжал обучение до 1873 года. Затем, в 1875 году он перехал в Мюнхен, где продолжил постигать мастерство живописца в местной Академии художеств под руководством профессоров живописи Александра Штаубера и Александра Вагнера.
Автопортрет художника в уланском мундире.
Осенью 1876 года он добровольно поступил на военную службу, успешно сдав экзамен на чин офицера, после чего В.Коссак был зачислен в первый краковский уланский полк. В 1877 году молодой художник решил продолжить обучение живописи в Парижской школе Бонната и Кабанела. Но в Париже с его шумом и страстями не понравилось художнику, уже тогда желавшему посвятить свое творчество батальному жанру.
Переехав затем в Вену, в 1883 году 27-летний художник вернулся в Краков и 16 июля 1884 года женился на своей землячке - Марье Кисельничке (Marią Kisielnicką). Обосновавшись в местечке Коссаковке (Kossakowka) в своем доме он устроил художественную студию. Там же появились на свет и его дети - Ежи, Мария и Магдалена.
Автопортрет художника с палитрой.
Портрет жены художника. Portret żony artysty, Marii z Kisielnickich Kossakowej
В 80-х годах XIX века начал раскрываться его подлинный художественный талант. В 1883 году в Вене его картина "Артиллерия в огне" была приобретена Императорским музеем в Пеште (Будапешт), одну из его картин (Atak austriackiej Landwehry) была приобретена для коллекции императора Франца-Иосифа I.
Костюшко на коне. / Kosciuszko na koniu 1893
Przysięga Kościuszki na Rynku w Krakowie w dniu 24 marca 1794 roku.
В то же время от отдельных батальных полотен мастер переходит к созданию огромных исторических панорам сражений.
Wojciech Kossak und Jan Styka - Panorama Schlacht von Raclawice - Auszug, 1893-1894
Atak kosynierow, 1894
Атака на батарею. / Atak na baterie, 1894
Panorama Racławicka - fragment z lirnikiem.
Noc listopadowa 1898.
После битвы под Зеленичами. / Po bitwie pod Zieleńcami, 1898
Ю. Коссак. На помощь Смоленску
Szarża Mameluków.
C 1895 по 1902 год художник жил и работал в Берлине, появлялся на приемах при прусском дворе и нашел покровителя своего творчества и таланта в лице императора Германии Вильгельма II.
Кровавое воскресенье в Санкт-Петербурге. 1905
Дочери. / Docheri, 1906
Droga do Madrytu
Droga do Burgos.
Szarza w wawozie Samoosierry 1907
panosam Somosierra. Клик-Клик.
Przyszły batalista
Zwyciężylismy - Raszyn
Przed szarżą w Wąwozie Samosierry
Hołd pruski - Drapieżny lennik
Rotmistrz Miełzyński pod Wiedniem.
Wzięcie do niewoli towarzysza pancernego.
Defilada wojsk brandeburskich przed Janem III Sobieskim.
Bateria zamilkła
Bitwa pod Młynarzami.
Gen. Chłopicki ze sztabem.
В 1908 году Войцех Коссак стал основателем художественной объединения "Зеро" (Zero), издавал в Варшаве сборник "Иллюстрированные Памятники", живо интересовался современным ему театром.
Rugi pruskie 1909
Черкесы в предместье Кракова. / Czerkiesi_na_Krakowskim_Przedmiesciu 1912.
Czerkiesi na Nowym Swiecie 1912.
Czerkies w galopie.
Bitwa Pod Raszynem 1913.
Jan Kiliński prowadzi jeńców rosyjskich przez ulice Warszawy
Канонир и девушка. Kanonier i dziewczyna
В середине июля 1914 года попал в серьезную автокатастрофу в окрестностях Закопане и получил травму ноги. Оправившись, он был мобилизован на военную службу в 1й Краковский уланский корпус армии генерала Данкла (Dankl), в которой служил в качестве коменданта колонны самоходных машин.
Автопортрет художника с папиросой. Autoportret z papierosem
В августе 1914 года (Первая мировая война) он был определен к штаб-квартире генерала Кирбаха (Kirchbach). На новом месте службы вместо винтовки он снова взял в руки палитру и кисть. В 1918 году он получил звание майора польской армии. Основным сюжетом его полотен этого периода были не только бои, стычки, пикеты и поля сражений, но и мимолетные зарисовки армейского быта тех лет: ухаживания солдат за сельскими девчатами и портреты офицеров, отдыхавших в промежутках между боев.
В. Коссак был демобилизован в 1919 году.
Стычка с казаками. / Potyczka z Kozakami 1917
Siostra miłosierdzia na linii bojowej. КЛИК-КЛИК
Улан и сестра белого креста / Ułan i siostra białego krzyża
Ranny żołnierz.
Odjazd ułanów z wioski.
Улан и девушка / Ułan i dziewczyna
Тема русских пленных солдат, естественно, раскрыта по полной программе, сразу в трех картинах:
Сопровождение русского пленного. Eskorta
Eskortowanie jeńców, 1915.Сопровождение пленных русских солдат.
Улан сопровождает пленников российских. / Ułan prowadzacy jenców rosyjskich
...последняя картина потрясла меня до глубины души.
Отдых. Odpoczynek
Zwiad kawaleryjski
Но, как мне кажется, на войне что-то уходит из его работ. Живость, жизнь. Сюжеты и ракурсы повторяются, цветовая гамма начинает угнетать:
Pojenie konia.
Wspólne śniadanie
Opatrunek
Trębacz koniem
Żołnierz z koniem
Żołnierz zapalający papierosa
Legionista na patrolu.
Но, думаю, это можно понять. Не всегда на войне достанешь хорошие краски.
Meldunek
...да и однополчане хотят быть нарисованными и остаться в истории.
Kpt. Antoni Dudziński.
Wnuk tych spod Grochowa
Oficer artylerii legionowej
kozak-na-koniu
... с другой стороны, это - в основном наброски, которые еще пригодятся художнику в будущем.
В 1920, 1923 и 1924 годах В. Коссак путешествовал по Франции, с 1920 по 1934 годы нередко посещал Соединенные Штаты Америки, где появились на свет его многочисленные портреты фабрикантов и фермеров, солдат, ковбоев и кинозвезд. Но основное время художник посвятил переосмыслению увиденного им на фронтах Первой мировой войны.
Refegium Dolentium
Sowinski na szancach Woli 1922
Костюшко ведет в атаку. Kościuszko prowadzi kosynierów do ataku. 1924
Emilia Plater w potyczce pod Szawlami.
Szarza pulku ulanow 1926.
Ulani 1926
Orleta obrona cmentarza 1926. ... Девочка хороша с наганом =)
Pod Stoczkiem 1927
С 1921 по 1926 год он исполняет многочисленные государственные, музейные и частные заказы. Его художественная студия в Варшаве размещалась на 6-м этаже престижного Отеля Бристоль.
Конный портрет Юзефа Пилсудского. / Piłsudski on horseback. 1928.
Marszałek Piłsudski przed Belwederem.
Portret Marszałka Józefa Piłsudskiego
Portret ppor. Stefana Zamoyskiego z koniem,1929
Перестрелка / Potyczka, 1930
Olszynka Grochowska 1931.
... и фрагмент предыдущей картины:
Odpoczynek_ulana1931.
Грюнвальд. Grunwald 1931
Воссоединение с морем / Zaslubiny z morzem, 1931.
Polonez z Pana Tadeusza
Молодой защитник. / Mlody obronca 1933.
Orlatko lwowskie
Сражение под Рокитной / Szarża pod Rokitną. 1934
Portret córki artysty, Marii Pawlikowskiej-Jasnorzewskiej. 1934.
Идет улан бором, лесом. / Idzie ułan borem, lasem. 1934
Проход польской кавалерии в Блонях 6 октября 1933 года. / Rewia kawalerii polskiej na krakowskich Błoniach w dniu 6 października 1933 r., 1934
Четыре образные картины, объединяющие польское войско разных исторических времен. Интересно сравнить:
Wizja zolnierska, 1935.
Уланская рапсодия. / Rapsodia_ulanska 1935
Fantazja na temat jazdy konnej. 1935
Апофеоз войска Польского. Apoteoza Wojska Polskiego 1935.
... а накануне 1939 год. Тяжелые мысли приходят на душу, глядя на эти три работы мастера...
Гетман Жолкевский с гусарством. / Hetman Żółkiewski z husarią 1936.
На страже. / Na straży.
Смотр 4-го пехотного полка. Przegląd 4 pułku piechoty na pozycji w Olszynce Grochowskiej, 1936.
Отдых улана / Odpoczynek ulana. Копия с собственной картины 1931 года, сделанная художником в 1937 году.
В 1937 году художник был награжден Золотым лавровым венком Польской академии Литературы за его вклад в польское искусство вцелом. На протяжении своей жизни, за свой вклад в развитие искусства Войцех Коссак был удостоен многих государственных наград: прусского ордена Железной короны, Ордена Красного Орла четвертого класса, австрийского креста ордена Франца Иосифа I и Командорским крестом Ордена Возрождения Польского. Также художник был кавалером ордена Почетного легиона.
В последние дни августа 1939 года художник приехал в Краков, где наблюдал за вторжением фашистских войск. Поражение польской армии привело художника в шок, но не сломила веры художника в польских солдат. Во время оккупации художник продолжал творить, создавая полные истинного патриотизма картины, но для безопасности подписывал их задним числом.
Потрясающая картина в жанре бытовой зарисовки: "Краковское веселье" / Wesele_krakowskie, 1940.
Она нарисована в страшный период оккупации!
До последнего дня художник оставался исключительно трудолюбив. Накануне своей смерти, 29 июля 1942 года он попросил членов своей семьи выдавить ему краски на палитру, поскольку сам уже не мог встать с постели. До последней минуты сохраняя ясность сознания он умер в кругу своей семьи так и не дождавшись освобождения своей Родины от немецко-фашистских захватчиков.
Перевод и литературная обработка © Александр Послыхалин
Особый интерес (лично для меня) представляет коллекция картин Войцеха Коссака, посвященная событиям участия польских войск под командованием Юзефа понятовского в русской кампании Наполеона в 1812 году.
Шедевр на шедевре:
В задумчивости. 1812. / W zadymce 1812
Весна 1813 года / Wiosna 1813.
Artyleria w odwrocie, 1896.
Два гусара. / Dwaj husarzy 1896-1897
Гусар на снегу. / Huzar_na_sniegu 1896.
Эпизод войны 1812 года. / Epizod z wojny 1812
Вид Наполеона / Wizja Napoleona.
Наполеон над берегом Немана. / Napoleon nad brzegiem Niemna
Гусар Великой армии. Huzar wielkiej armii.
Гусар.
Князь Юзеф Понятовский в 1812 году. / Ksiaze_Jozef_Poniatowski_1812_rok.
Сжигание штандартов. Фрагмент панорамы В. Коссака "Березина". Palenie sztandarów. Fragment panoramy Berezyna.
...еще фрагменты:
Kuchnia polowa nad Berezyną. Fragment panoramy.
Вот такой замечательный художник, искреннему патриотизму которого и настоящей, подлинной гордости за свой народ и его историю - "русским патриотам" наших дней стоит еще поучиться.
И какая же сложилась судьба! Только великим людям Бог дает такую! Все долгие 82 года, научившись рисовать в раннем детстве, продолжив дело отца, Человек и Художник воспевал силу войска родной страны и независимость своего народа.
Признаться, пока я собирал сведения о его биографии, я даже завидовал ему. С рождением вошел в профессиональную среду. Принят при богатейших домах Европы, сановные меценаты из императорского рода поддерживали его. Мог ездить куда захочет, мог заводить студии, награды государственные получал не за подлизывание, а за дело (у него сложные с властью отношения были, но сего для русского читателя переводить не стал). Обласкан судьбой был художник, чего и говорить... счастливая судьба...
И вот, в 82 года, оказавшись свидетелем того, как все, во что он верил рухнуло на его глазах: пережив капитуляцию воспетой им Польской армии, раздел своей Родины в 1939 году, этот Человек не был сломлен, продолжал писать картины!
Обласканный судьбой, в последние четыре года из своих 86 он провел в оккупации! Какие мысли приходили ему в голову? О чем он думал, что пережил?
Комментариев нет:
Отправить комментарий