Ф.Рушиц. Земля, 1898.
Сегодня хочу поделиться коллекцией полотен еще одного художника польского происхождения, которые производили и производят на меня неизвенно сложное впечатление. Нередко его работы попадаются в девичьих блогах, оформленных цветочками с обязательной какой-нибудь романтической мелодией на фоне, да и я - не большой поклонник символизма в живописи, так что сильно не удивляйтесь, если что =)
Как художника меня заинтересовал период его творчества 1900-1901 годов. Отсюда взялось желание узнать о нем чуть больше, чем в русской википедии написано...
Зимняя сказка. / Bajka_zimowa, 1904
Фердинанд Эдуардович Рушиц (Ferdynand Ruszczyc (1870-1936)) почитаем в Польше как один из величайших по масштабу таланта художник периода модернизма. Родился он в местечке Богданове в паре десятков километров от Вильнюса - на территории современной Белоруссии. Происходил из обедневшего дворянского рода.
В 20 лет по настоянию отца молодой Фердинанд поступил на факультет права Санкт-Петербургского университета, но проучившись два года и не окончив курс, в 1892 году он поступил в Императорскую Академию художеств, где получил возможность постигать азы мастерства под руководством таких великих русских художников как А.И. Куинджи и И.И. Шишкин.
Strumyk w lesie - studium, 1892
Знакомство с творчеством Куинджи наложило весомый отпечаток на творчество художника.
Картины молодого художника привлекли внимание поисками новых выразительных решений. Колористическая манера Ф. Рушица получила высокую оценку И. Репина.
Кипарисовая аллея в Крыму / Aleja cyprysowa na Krymie,1894
В поисках сюжетов для живописи в 1894 и 1895 года Ф. Рушиц предпринял путешествия по Крыму.
Скала в море. / Skała w morzu, 1894
Крымский мотив. Алупка. / Motyw z Krymu - Ałupka.1894
Пейзаж с кипарисами. / Pejzaż z cyprysami.1894-1895
Море и скалы. Morze i skaly.1895
Берег моря и скалы. / Brzeg morza i skaly, 1895
Castle Ruins
Морской пейзаж. / Pejzaz morski.1895
Sea Coast
Несмотря на то, что картины этого периода без особой натяжки можно назвать ученическими, уже кое-где проглядывает его интересный подход к общей композиции...
Хата / Chata,1895
Речной пейзаж. / Pejzaz rzeczny, 1895
В 1896-1897 годах Ф. Рушиц посетил остров Рюген, Борнхольм и южное побережье Швеции.
Море и тучи. / Morze i chmury. 1896
Как говорится, путешествие "от моря-до моря"... от Черного до Белого...
Придорожная корчма. / Karczma przy drodze.1896
Пейзаж. / Pejzaż.1896
Две лодки. / Dwie lodzie.1896
Борнхольм / Bornholm. 1897
Морской берег / Brzeg morski. 1897
Пейзаж со стогами. / 1897 Пейзаж со стогами.
В 1897 году состоялся дебют художника на выставке дипломных работ Академии художеств.
Весна.
Картина "Весна", представленная на выставке была приобретена П. Третьяковым.
The Timber Boat. 1898
С 1897 по 1900 год полотна художника выставлялись на ежегодных выставках Академии.
Зимняя мельница, 1897.
Зимняя мельница, 1897.
Картину "Зимняя мельница", представленную на весенней выставке Академии 1898 года приобрел коллекционер и меценат С. Морозов. Вырученные средства позволили художнику в том же году предпринять продолжительное путешествие по странам Европы, посетив Берлин, Кельн, Париж, Дюнкерк, Остенде, Брюссель, Базель, Люцерн, Лугано, Милан, Венецию и Вену. Вернувшись в родной Богданов, художник приступил к творческой обработке образов, подчерпнутых им в его путешествиях. И открывает для себя красоту родной природы...
Мастерство художника, почувствовавшего под ногами родную землю, и "прикоснувшегося к корням", начинает раскрываться...
Последний снег / Ostatnie sniegi. 1898-1899.
... трудно представить откуда, почти вдруг возникает невиданное, тектоническое восприятие жизни природы...
Мельница в ночи. Mlyn noca.1898
Эти годы, проведенные художником в Богданове, стали пиком расцвета художественного дарования Фердинанда Рушица.
...на его полотнах появляется жизнь людей, живущих посреди тектонических массивов родной земли...
Святки / Sobótki.1898
First Holy Communion.1899
Здесь, в Богданове, в 1898 году появилась картина "Земля" - прославившая имя художника. (См. в начале поста).
Огромное мрачное небо со свинцовыми предгрозовыми тучами нависло над плавно закругленным коричневым полем, которое заполнило большую часть полотна, и одинокий крестьянин из последних сил стремится быстрее вспахать свое поле на волах... Это полотно чаще всего встречается в иллюстрациях к учебникам и в энциклопедиях.
В 1899 году прошла его первая персональная выставка в Вильнюсе, а в 1901 и 1902 годах его работы принимали участие в групповых выставках творческого объединения "Мир искусства".
Krajobraz.1900
Ballada.1900
Костел в Богданове. / Kościół w Bohdanowie (Kościółek wiejski).1900
Chaty i susznie
Следующая хороша. Пусть и качество, жаль, не дотягивает:
Landscape.1900
Ручей. / Strumien.1900
Ручей в лесу. / Strumien w lesie.1900
В 1899 году его работы участвовали в выставке Общества поощрения художеств. В 1900 году художник вступил в Общество польских художников "Искусство" (Sztuka), начав принимать регулярное участие в выставках этого общества, и сам организовал одну из выставок общества, проведенную в 1903 году в Вильнюсе.
Stodoły w Bohdanowie.1900
Облака в воде. / Obłoki odbite w wodzie.1900
Пейзаж с тучами. Pejzaż z chmurami (Lato, Las).1900.
Пейзаж с околицы Богданова. / Pejzaż z okolic Bohdanowa.1900
Wieś nad rzeką. 1900
Старые яблони. / Stare jablonie. 1900. Клик-клик.
Вечерняя Вилейка. / Wieczor Wilejka. 1900
Набросок к картине:
С берега Вилейки. / Z brzegow Wilejki.1900
Дом в Богданове. / Dom w Bohdanowie. 1901.
Мост зимой. / Most zimą.1901
Пустка. Старое гнездо. / Pustka - Stare gniazdo.1901
Какие облака!!!
В мир. / W swiat. 1901.
Беженцы. / Wychodźcy.1902
Еще в другой гамме отыскал:
В 1902 г., он пишет еще одно полотно –"Эмигранты". Обессилевшие люди покидают родину в поисках лучшей доли. Остаются позади старые дороги, белорусские березовые рощи... Вероятно, тема полотна была навеяна массовой эмиграцией белорусов в Америку в начале столетия.
Крест в снегу. Krzyż w śniegu.1902
Сюжеи зимней мельницы, так понравившийся Савве Морозову, трактуется теперь в совсем ином, драматическом ключе:
Зимняя мельница. Młyn w zimie.1902
Trees and Shadows.1902
Trees near Stream.1902
Бабье лето. / Babie lato
Pejzaz wiosenny w sloncu
Облако /Oblok. 1902
Study of Clouds
Landscape Study
Магритт отдыхает:
Старый дом. (Двор в Богданове). / Stary dom (Dwór w Bohdanowie).1903
Зимняя сказка в другой цветности, чем выше.
Снег.
С 1904 по 1907 год художник проживал в Варшаве, где наряду с Казимиром Стабровским, Ксавьером Дуниковским и Чарльзом Конрадом Кржижановским Тихим принял участие в организации Училища изящных искусств, вступив на путь преподавания живописи.
В этот период у художника неожиданно появляются другие сюжеты. Более надуманные, что-ли. Экспрессия только нарастает и доходит до почти истерической вычурности...
Правда, неожиданно:
Nec mergitur. 1904-1905. Клик-клик 808 Кб.
Клик-клик 1,3 Мг
Вот, как она выглядит на стене:
В 1905-1906 годах художник рисует и совсем неожиданные для своего творчества полотна с изображением интерьеров:
Biały Mazur.1905
Wnętrze salonu w Bohdanowie.1905
Interior from Bohdanow.1906
Interior.1906
Плохо скрываемый в полотнах драматизм, ставший тяжеловесным и давящим, доходит до апогея в работе-срыве "Звон":
Dzwon1906.
Нельзя не обратить внимания на то, что знаменитый "Крик" Э. Мунка появился на свет в 1893 году.
В 1907-1908 годах Ф. Рушиц преподавал в Краковской Академии изящных искусств на кафедре пейзажа. В 1908 году он вместе с Иосифом Мехоффером организовал крупную выставку польского искусства в Вене. После проведения столь же масштабной выставки в Вильнюсе, Фердинанд Рушиц отказался от живописи в пользу интенсивной образовательной деятельности и организации выставок и культурных мероприятий в Вильнюсе.
Прошлое. / Przeszlosc
Szczyty kosciolów Wilenskich
В этот период своего творчества, в интересы художника вошла плакатная, журнальная, книжная графика.
Ф.Рушиц внес большой вклад в возрождение местного театра, занимался проектированием театральных костюмов и сценографией. В этот период он участвовал в Комитете по возведению памятника Адаму Мицкевичу в Вильнюсе и писал статьи по истории этого города. В 1918 году он был приглашен на пост декана факультета изящных искусств Университета Стефана Батория.
Предвесеннее. / Przedwiośnie.1919
В 1921 году Ф. Рушиц стал организатором первой выставки польских художников в Гран-Пале в Париже, в связи с чем он был удостоен ордена Почетного легиона.
В 1935 году президентом Польши Рушиц был удостоен звания почетного профессора Университета Стефана Батория.
Умер Ф. Рушиц в родном Богданове под Ошмянами 30 октября 1936 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий